Преподобный Пата́пий Фивский, Константинопольский

ДНИ ПАМЯТИ: 21 декабря

ЖИТИЕ

Пре­по­доб­ный Па­та­пий ро­дил­ся в Фивах в хри­сти­ан­ской бла­го­че­сти­вой се­мье. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, пре­зрел су­е­ту ми­ра и уда­лил­ся в Еги­пет­скую пу­сты­ню. По про­ше­ствии мно­гих лет он про­сла­вил­ся ас­ке­ти­че­ски­ми по­дви­га­ми. Ко­гда же лю­ди ста­ли при­хо­дить к нему за со­ве­том, по­же­лал пре­бы­вать в без­мол­вии и ушел в Кон­стан­ти­но­поль, где устро­ил се­бе кел­лию в го­род­ской стене, близ Влахерн­скои церк­ви. Од­на­ко и здесь ско­ро ста­ло из­вест­но о нем. На­ча­ли сте­кать­ся боль­ные, и он, об­ла­дая да­ром ис­це­ле­ния, стал по­мо­гать всем нуж­да­ю­щим­ся.

ТРОПАРИ, КОНДАКИ

ПРЕПОДОБНОМУ ПАТАПИЮ ФИВСКОМУ

Тропарь преподобному Патапию Фивскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Пата́пие, дух твой.

Кондак преподобному Патапию Фивскому, глас 3

Храм твой, свя́те, духо́вное врачевство́ лю́дие обре́тше,/ со тща́нием к нему́ приходя́ще,/ цельбу́ неду́гов про́сят прия́ти,/ реше́ние же в житии́ прегреше́нных,/ ты бо всех су́щих в ну́ждах предста́тель яви́лся еси́,// Пата́пие преподо́бне.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Евр.7:18–25Лк.21:37–22:8)

Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, – сатана походит-походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. 

Начало всему злу – мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые – что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони – и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость – вот и грех внутри! 

Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей – ничего бы такого не было.

ПРИТЧА ДНЯ

Некий человек, испытывая недостаток воды, стал просить Бога – даровать ему воду. Долго он докучал Богу своей просьбой. Наконец, он услышал голос Божий, сказавший ему: «Я могу дать тебе воду, много воды. Но во что ты примешь Мою воду и в чем сохранишь ее? Вначале выкопай колодец. И Я наполню его чистой, прохладной водой! Вода – Моя, а колодец – твой».

Монах Симеон Афонский. «Восхождение к небу»