БОЖИИ ЗАПОВЕДИ

В Библии 10 ветхозаветных заповедей и 9 заповедей Блаженств, причем все заповеди ради краткости могут быть сведены к двум: возлюби Бога своего и ближнего своего. Но точно исчислить количество заповедей невозможно, они не в букве или числе, а в духе. «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:23-24).

Десять Заповедей (Исход (20:2-17), Второзаконие (5: 6-21)

Десять ветхозветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, остальные шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

1 Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

2 Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

3 Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

4 Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

5 Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

6 Не убий.

7 Не прелюбодействуй. 

8 Не укради

9 Не лжесвидетельствуй.

10 Не пожелай ничего чужого.

В восполнение к 10 Заповедям Ветхого Завета Христос в Нагорной проповеди преподал 9 Заповедей Блаженств.

В них Господь начертал образец жизни, подобающей Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

Заповеди Блаженств (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 2-12)

Заповеди Блаженств содержат все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди Блаженств говорят и о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем – увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

1 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди Блаженств даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должно иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга. Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета, можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим… вторая подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф.22:37-40). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать с ближними: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) . Бог в Заповедях Своих повелевает делать или не делать что-либо не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать, – полезно нам, а что запретил – вредно. Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – хоть и тоже сладкий, но невкусный. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя конфет. Также и мы, взрослые «дети», стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех. Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают, не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех Заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую Заповедь: «Не прелюбодействуй» – знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время Заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из Закона Божьего только то, что ему удобно, и попирая, сознательно или неосознанно, то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. Нарушая Заповеди Божии, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что Заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти Заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким. Иногда можно услышать такую характеристику: «Человек он неверующий (сомневающийся, нецерковный), но порядочный – 10 заповедей соблюдает». Однако это неправда. Такой человек нарушает первую, вторую и четвёртую ветхозаветные Заповеди.