Что такое любовь

Любовь — Божественное имя, от­ражающее Божественное свойство, и основополагающая христиан­ская добродетель. «Более же все­го облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол. 3:14). 

Христианская любовь (как добро­детель) по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущно­сти — обожение человека, по форме — жертвенное служение.

По своим главным чертам христи­анская любовь жертвенная, дея­тельная и бескорыстная.

Любовь — одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом со­борном послании евангелист Ио­анн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь. Имя Л ю­бовь отражает одно из самых главных и существенных для человека свойств Бога. По слову святителя Григория Богослова, если у хри­стиан кто-нибудь спросит, что они чествуют и чему поклоняют­ся, то их ответ будет готов: мы чтим Любовь.

Божественная любовь проявляется в творении мира. Бог не творит мир по необходимости, а творит его по Своей высочайшей, свободной и благой любви. Бог не оставляет Своей любовью человеческой род после грехопадения прародителей и распространения греха по всей Земле, подготавливая человечество ко спасению. Наконец, Бог Сам вочеловечивается ради спасения людей, освобождает и искупает их от власти греха через Свои добровольные крестные страдания, смерть и Воскресение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь — примером любви, Его смерть — откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение — залогом того, что лю-бовь в христианской общине имеет источник неиссякающий. Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (14 ф. 22:36-40). Любовь к Богу и ближ-ему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке:
«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Любовь — плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью. Любовь — основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и от-дам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы » (1Кор. 13:2-3). Основные признаки христианской любви определены апостолом Павлом:                                                                                                                                                                                                                                                                                        «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).

• Евангелие от Матфея (5:43-48): 43                                                                                                                                                                                                                                                                       

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: люби-те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Не-бесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 4б Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли де-лают и мы тары? 47 И если вы приветствуете только братьев ва-ших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

• Преподобный авва Дорофей: 

…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам пока-жи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.

 

• Преподобный Амвросий Onmинский: 

 Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

В. Н.Лосский: 

 Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения… Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать.

• иеромонах Макарий (Маркиш):

 Любовь — это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строи-тельством здания любовь следовало 6ы уподобить кирпичам или це-менту.

• протоиерей Димитрий Смирнов: 

Если мы не научимся любить, то все наше христианство мнимое и дутое, это есть самообман и глупость, та-кое же иудейство. Я, говорит, в храм хожу. И буддист ходит в храм. Я, го-ворит, молюсь. Но и мусульманин молится. Я милостыню подаю. Но и баптист подает. Я вежливый. Ну и японцы вежливые, язычники, и еще повежливее в тысячу раз. У них это вообще в абсолют возведено. Так в чем твое христианство? Покажи. Христианство только в одном, чего нет нигде: истинное христианство заключается в любви. Христос говорит: «Сие заповедаю вам» — Он дал нам такую заповедь. И Он дал нам этот путь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если все время это зо­лотое правило применять в жизни, мы постепенно поймем, что же, соб­ственно, от нас требуется и в словах, в мыслях, и в чувствах. А все, что нас сопротивляется этому, надо отметать, как это ни трудно. Труд­ность состоит в том, что грех стал нашим существом. Он стал свойственен нам, стал нашей второй натурой. Поэтому все в нас сопротивляется благодати Божией. Но все равно надо нам стараться не дьявола слушаться, а Бога. Он пришел на землю, основал Церковь, которая питает нас своими таинствами — от них мы получаем силу Божию, и с помощью силы Божией это все со­вершить можно.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ БЕЗ ЛЮБВИ ЖЕСТОКИМ
ПРАВДА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА КРИТИКАНОМ
ВОСПИТАНИЕ   ДВУЛИКИМ
УМ   ХИТРЫМ
ПРИВЕТЛИВОСТЬ   ЛИЦЕМЕРНЫМ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ   НЕУСТУПЧИВЫМ
ВЛАСТЬ   НАСИЛЬНИКОМ
ЧЕСТЬ   ВЫСОКОМЕРНЫМ
БОГАТСТВО   ЖАДНЫМ
ВЕРА   ФАНАТИКОМ
ОБЯЗАННОСТЬ   РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ   БЕСЦЕРЕМОННЫМ

 

ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА ПРЕОБРАЖАЮЩАЯ СИЛА —ЛЮБОВЬ