Добродетели

Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени; кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:10) «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Добродетель  

Определение

Свящ. Писание

Условия стяжания

Примеры,

после Иисуса Христа

Плоды

Прочее: степени, связь, образы

Вера

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу. Мф.16:24, Мф.21:21-22, Откр.3:20. Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям. Праотец Авраам

Апостол Андрей Первозванный

Благоразумный разбойник Первомученик

архидиакон Стефан

Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах. Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается участием в Таинствах (Исповеди и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.

 

Воздержание

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания».
1Кор.6:12, 1Кор.9:25; Лк.1:14-16, Мф.11:11, Гал.5.24 Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.
С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Герасим Иорданский

Тело должно покориться душе, а душа — духу. Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

 

Кротость (простота, незлобие)

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Мф.5:5 Мф.11:29 Иак.3:17 Флп.4:5 Пс.24:9 Послушание.
Испрашивание помощи у Бога.
Самоукорение.
Преподобный Павел

Препростый Святитель Спиридон Тримифунтский

Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Терпение оскорблений и гонений.
Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.  

 

 

Любовь

(Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению

 

 

Гал.5:22-23 1 Ин.4:7-16, 20–21 1 Ин.5:3 Лк.10:27 Ин.14:23,15:917, 6:24 «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский. Апостол Иоанн Богослов

Преподобный Силуан Афонский

Праведный Алексий Мечев

Жертвенное служение Богу и людям.
Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха).
Плод любой добродетели – умножение любви. 
Христианская любовь деятельная и жертвенная.

Милосердие 

Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Мф.25:31-40 Мф.5:7 Мф.6:3 Лк.6:36 Лк.10:30-37 2 Кор.9:6 Пс.40:2. Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

 

Праведный Филарет Милостивый

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Иоанн Милостивый

Милосердие – лекарство от эгоизма.
Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру. 
Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда.

Молитва 

Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим. Мф.6:6 Мф.1:35 Мф.7:7 Мф.15:8 Мф.26:39 Лк.6:12 Деян.13:2-3 Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд. Преподобная Мария Египетская

Святитель Григорий Палама

Праведный Иоанн Кронштадский

Преподобный Серафим Вырицкий

 

(Матерь добродетелей).
Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.
Молитва – барометр духовной жизни.
Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная.
Молитва является зеркалом духовного возрастания. 

Надежда

Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.
Главным предметом христианской надежды является вечное спасение.   
Пс. 32:20-22. Рим.8:24-25 Лк.12:22-32 Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святая царица-страстотерпица Александра

Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.
Надеждой гордый может быть смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.
Надежда имеет своим основанием веру.
Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся. 

 

 

 

Нестяжание 

 

 

Удовлетворение себя (одним) только необходимым. Пс.61:11 Мф.6:25-26, 31-33 Мф. 19:23 Лк.12:33-34 Ин.15:5 Любление евангельской нищеты. Преподобный Нил Сорский

Блаженная Ксения Петербургская

Новосвященномученик Фаддей Тверской

 

 

Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее. Исторгается из сердца страсть к наживе.

Покаяние 

Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. Мф.3:2 Мф.4:17 Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21 Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним) Авва Сисой Великий

Апостол Петр

Царь и пророк Давид

Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным.
Переход на качественно иной образ мыслей.  

 

 

Плоды: искренность исповедания грехов, видение даже тонких греховных помыслов.
Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу. 

Послушание

 

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.

В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.

Лк.16; Ефес.4:11-12 Быт.22:1-18 Мф.26:39 Ин.6:38 Фил.2:6-8 Деян.4:19 Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).

Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность.

Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам.

Исаак при жертвоприношении Авраама

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Акакий Синайский

Приходит внешний порядок жизни.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.

Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой

 

 

Рассуждение 

Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией. 2Пет.1:5 Пс.78:16 Притч.2:3-5 1. Самоконтроль. Внутреннее внимание.

2. Избегание крайностей.

3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих.

4. Чтение святых отцов и Житий святых.

5. Развитие навыков рассуждения.
Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.

 

Святитель Иоанн Златоуст

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Феофан Затворник

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.

Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.

Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.

Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.

 

Ревность 

Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли.

 

Исх.30:3-5 Пс.36:8 Пс.68:10 Рим.10:2 Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним. Пророк Иеремия,
Праведный Иоанн Кронштадтский,
Преподобный Иосиф Волоцкий
Новосвященномученик Иоанн Рижский
Отвага, усердие, душевная сила и телесная старательность.
С ослаблением ревности приходит теплохладность.
Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).

 

Святость (обожение)

Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу.

 

Лев.11:44 1Пет.1:15 Мф.5:48 Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.

 

Преподобный Серафим Саровский

Святитель Иоанн Шанхайский

О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества. Три степени: освящение, просвещение, усовершение.

Смирение и

Смиренномудрие

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Смиренномудрие – одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире.
Исх.66:2 Мф.26:63 Мф.11:29 Ин.13:14-15. 1. Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.
2. Молчание.
3. Смиреннословие
4. Скромное одеяние.
5. Самоуничижение.
6. Сокрушение о грехах.
7. Последность.
Преподобный Сергий Радонежский

Андрей, Христа ради юродивый

Преподобный Агафон Египетский

Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет. 
Смирение – высшая добродетель. Цель христианской жизни – обожение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется.
Только этой добродетели не могут подражать бесы.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может   

 

 

Терпение  

Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу. Сир. 2:14 Пс.39:2 Мф.24:13 Лк.21:19 Иак.1:3-4 Евр.10:36 2 Сол.3:5. Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.
В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии.
(Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.)   

 

 

Праведный Лот

Праведный Иов Многострадальный

Богоотцы Иоаким и Анна

Великомученик Евстафий

Благоверная княгиня Анна Кашинская.

Терпеливому чужда обида.
Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах.
Терпение вырабатывается несением скорбей.
Терпение даётся Богом по мере смирения.
Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их. 

Трезвение

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.

 

1 Петр.5:8 Пс. 79:12 1Кор. 14:16 Мф.24:45-51 Мф.26:41 Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Пахомий Великий

Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души.
Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.
Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей

Целомудрие  

Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский) 
Числ.6:8 2Кор.6:6 1Тим.4:12, 5:2 1Кор.3:17 Тит.2:5-6. 1Фес.4:7 Пс.138:14 Притч.6:25 Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва.
Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.
Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою
Богородица

Равноапостольная Фекла

Мученица Евфрасия

Мученица Пелагея дева

Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия

Мученица Фомаида

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская

Телесная и духовная чистота. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».
             
             

Источник:

Православный интернет-портал «Азбука веры» – azbyka.ru