Готовимся к таинству КРЕЩЕНИЯ

Ответственное отношение Православной Церкви к принятию новых членов выражается в том, что к Таинству Крещения допускаются только те лица, которые принимают и исповедуют веру Церкви. В связи с этим при храмах организованы подготовительные беседы для желающих принять Крещение во взрослом возрасте, а также для восприемников («крестных родителей») и родителей младенца.
Таинство Крещения совершается однажды в жизни и не может быть повторено ни при каких условиях (аналогия с физическим рождением).

ВЫБИРАЕМ ВОСПРИЕМНИКОВ (крестных родителей)

В Таинстве Крещения восприемник принимает ребенка из крещальной купели и дает обещание Богу воспитывать ребенка в христианской вере. Поэтому «заочно» человек не может стать восприемником.
Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:
-любовь к ребенку и желание помогать ему возрастать в православной вере и благочестии;
• воцерковленность (опыт церковной жизни), ведь только та кой человек может стать хорошим духовным наставником.

Кто может присутствовать при Крещении

Правила Церкви не ограничивают присутствие родственников или близких людей во время совершения Таинства Крещения. В древности мать ребенка по физиологическим и гигиеническим причинам не входила в Храм в течение сорокадневного послеродового периода. Она может присутствовать при Крещении ее ребенка и ранее этого срока, придя в Храм согласно указанию Требника «очищенной и омовенной», т.е. предприняв соответствующе гигиенические меры после рождения ребенка.

Для Крещения понадобится следующее:

• новая белая рубашечка для младенцев или белая рубашка (футболка) для взрослого новокрещеного;
• нательный крест (крестик, приобретенный не в храме, следует отдать священнику для освящения);
-полотенце.
Перед тем, как войти в храм, следует отключить звук мобильного телефона.
Крестные родители могут подарить своему крестнику доступное изложение основ православной веры — Закон Божий, а также Святое Евангелие и Молитвослов.

Наречение имени

В начале Чина Крещения священник нарекает христианское имя крещаемому, с которым тот будет участвовать в Таинствах Церкви.
Изменение имени при этом производится в соответствии со святцами — перечнем имен святых, канонизированных в Русской Православной Церкви. Сережа становится Сергием, Оксана — Ксенией, Егор- Георгием и т.д. Если имя, данное крещаемому при рождении, не содержится в святцах (и не относится к производным от содержащихся там имен), то священник нарекает новое имя, посоветовавшись предвари-тельно с родителями младенца или с крещаемым, если тот достиг совершеннолетия. Например, Карину принято крестить с именем Екатерины, Станислава с именем Вячеслава и т.д.
Но если при рождении человек получил христианское имя, то менять его в Крещении не принято. В большинстве случаев такое стремление обусловлено оккультным и суеверным желанием оградить крещаемого «от сглаза», что несовместимо с православным пониманием Крещения. Ведь спасает человека Божья благодать, а не «механическое» изменение имени.

Отречение от сатаны

После чтения «запретительных молитв» священник предлагает восприемникам повернуться лицом на запад (духовный символ власти тьмы) для отречения от диавола и всего, что с ним связано (вт.ч. от греховной жизни, от магии, обращения к «бабкам», целителям и экстрасенсам). В это время крещаемый (если это младенец, то его восприемники) в ответ на вопросы священника произносит отречение от диавола сначала трижды в форме настоящего времени [«отрекаюсь»), а затем как свершившийся факт в форме прошедшего времени: «Отрекся (-лась)».
После призыва священника дунуть и плюнуть на диавола («и дуни и плюни»), крещаемому (или восприемникам младенца) следует символически трижды дунуть и плюнуть на диавола-в сторону запада.

Сочетание Христу

Далее крещаемый или восприемники поворачиваются к востоку (символу приходящего в мир света) и трижды возглашают признание Христа как Бога и Царя.
Чтение Символа веры
Символ веры крещаемый должен знать и читать наизусть (или «с листа»), а за младенца его читает восприемник, чем выражается принятие веры, догматов и жизни Церкви-«присяга» верности Церкви. Текст Символа веры входит в число Утренних молитв и поэтому есть в любом Православном молитвослове.
После призыва священника «и поклонись Ему» (т.е. Богу) взрослый крещаемый или восприемники совершают поклон в сторону алтаря (на восток).
По завершении Чина оглашения возглашением «Благословенно Царство…» начинается собственно Таинство Крещения.
В это время священник помазывает крещаемого освященным маслом. К этому моменту ребенка следует полностью освободить от одежд и вынуть из полотенца.
Заблаговременно необходимо позаботиться об устранении препятствий к помазанию тела крещаемого освященным елеем (маслом) и Святым Миром. Священник помазывает лицо, уши крещаемого, верхнюю часть груди, руки и ступни.
После совершения водного крещения необходимо полотенцем вытереть голову и тело крещаемого, после чего священник надевает нательный крест и крестильную рубашку. Это означает, что человек возвращается к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной первородным грехом.

Таинство Миропомазания

Святое Миро (греч. — «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. Патриарх Московский и всея Руси совершает ннчин мироварения один раз в несколько лет, и затем освященное Миро передается во все храмы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.
Священник при каждом помазании Миром говорит: «Печать Дара Духа Святого», на что восприемники или сам крещаемый отвечают «Аминь» (т.е. «истинно так»).
В Таинстве Миропомазания Отец Небесный дарует крещаемому благодать Святого Духа и возводит в звание христианина и чада Божьего.
После этого восприемники с ребенком совершают шествие вокруг купели, следуя за священником против движения солнца, как бы навстречу Христу, именуемому «Солнцем правды».
В это время мы слышим слова апостола Павла из его Послания к Галатам 3:27: «вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа». Далее читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, в котором раскрыт смысл Крещения как погребение в воде «ветхого человека» (смерть для греха), и воскресение со Христом для новой и вечной жизни, посвященной Богу.
По прочтении Апостола священник благословляет собравшихся и читает отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Воскресший Христос дал заповедь апостолам нести весть о Себе всем народам, крестить уверовавших во имя Троицы и духовно учить их.
Далее священник совершает молитвы о принявшем Крещение человеке, омывает помазанные святым миром части его тела, совершает символическое пострижение крещеного человека, отрезая крестообразно четыре пряди его волос. Это пострижение означает отсечение греховной воли и принятие воли Божией, готовность послужить Богу.
Далее священник читает молитву о восприемниках и человеке, принявшем Крещение. В это время младенца передают на руки его родной матери, и она вместе с ребенком подходит к царским вратам и слушает молитву священника, в которой тот благодарит Бога за благополучное рождение ею младенца и просит благословить ее снова участвовать в Таинстве Святого Причащения.

Последний обряд Чина Крещения

— Воцерковление (т.е. первые шаги в церковной жизни). В это время младенца передают на руки священнику (спиной к нему), после чего тот читает молитву воцерковления. Родная мама (папа или восприемник в случае их отсутствия) в это время совершает крестное знамен ие и осторожно целует и коны Спасителя и Божией Матери в иконостасе.
При этом младенца мужского пола или взрослого мужчину вводят в алтарь для поклонения Богу перед святым престолом (т.к. мужчины могут служить Богу в алтаре). Участвующему в воцерковлении младенца родителю или восприемнику, не заходя в алтарь, необходимо дождаться священника перед царскими вратами, взять младенца на руки и вернуться на то место, где стоят восприемники.
Завершает Чин Крещения т.н. «отпуст», т.е. молитва, в которой священник просит Бога спасти всех присутствующих по молитвам Божией Матери, а также молитвами небесных покровителей храма и человека, принявшего Крещение.

Таинство Крещения совершено. Но это лишь дверь в духовную жизнь, лишь возможность достичь спасения. И если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ отдел «ветхого человека» (т.е. греха), то само по себе оно не приносит спасения. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и проявляться на протяжении всей его жизни.
После Крещения новокрещенному человеку, вне зависимости от возраста, необходимо приступить на Литургии к причащению Святых Христовых Та й н.