Объяснение Символа Веры

 Мы называемся православными христианами, то есть право, правильно славящими Бога.
Для того, чтобы быть уверенным, что делаешь что-то правильно, нужно многое узнать, многому научиться. Прочесть книги, расспросить опытных людей. Если человек ничего не знает и не хочет знать, но полностью уверен, что все делает правильно — жди беды. Простой пример. Некий человек совершенно не знает о правилах дорожного движения , но он самоуверенно садится за руль и начинает ехать на машине. Он едет по левой стороне дороги, но все машины несутся ему навстречу, гудят, и он еле-еле успевает увернутся от них. Он подъезжает к светофору, загорается красный свет, но этот чудак уверен, что он может продолжать движение, ведь правил он не знает! Что произойдет дальше кажется очевидным. Очень скоро этот несчастный попадет в аварию и, хорошо, если он останется жив
Но если в жизни обычной, материальной повседневной мы прекрасно понимаем, что должны изучать законы и правила, соблюдать технику безопасности, чтобы не попасть в беду, то тем более в жизни духовной. В ней тоже существуют установленные от Бога законы и есть свои правила безопасности. И вред, который мы можем нанести себе, не зная этих законов или пренебрегая ими гораздо больший, чем от незнания законов физического мира. Ибо мы можем нанести непоправимый урон не только телу, но и душе.

Как узнать правила духовной жизни, как верить правильно?

Для этого есть Слово Самого Бога — Священное Писание, его нужно читать, изучать и по нему нужно строить жизнь. Существуют заповеди, которые тоже дал нам Сам Бог, также мы, православные люди имеем огромный опыт Церкви, опыт, которому уже 2 тысячи лет в мире и тысяча лет у нас на Руси. Этим путем прошли многие миллионы людей, с Рождества Христова до наших дней. 

Мы имеем Церковь, ее создал Господь Иисус Христос и вложил в нее все, что нужно для нашего спасения. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В церковную сокровищницу также вложен опыт святых отцов и подвижников 2-х тысячелетий Христианства. Церковь Православная потому так и называется, что она в полноте и неповрежденности, без искажений сохранила учение, данное нам Самим Богом. Мы знаем как правильно верить в Бога, как правильно его прославлять, Он сам открыл нам это.

Символ веры составлен в 4-м веке, отцами Первого и Второго Вселенских соборов. В древней Церкви и ранее существовали символы веры, но с возникновением и усилением
Символ веры есть исповедание нашей христианской православной веры в котором содержатся все основные вероучительные положения (догматы) изложенное в кратких, но точных словах.

Символ веры составлен в 4-м веке, отцами Первого и Второго Вселенских соборов. В древней Церкви и ранее существовали символы веры, но с возникновением и усилением ложных учений о Боге (ересей), потребовалось составить более точное и догматически безупречное исповедание веры, которым могла бы пользоваться вся Вселенская Церковь. Первый Вселенский Собор был созван в городе Никее против лжеучения пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий, Иисус Христос сотворен Богом Отцом и не является истинным Богом, а лишь высшим творением. Собор осудил эту ересь и изложил православное учение, составив первые семь членов Символа веры. На Втором Вселенском соборе, созванном для осуждения ереси Македония, который отвергал Божество Святого Духа, были даны последующие пять членов Символа веры. Собственно, отметим то, что многие современные ереси и лжеучения (например «свидетели Иеговы» или «адвентисты седьмого дня») являются старыми заблуждениями осужденными Церковью еще в первом тысячелетии своего существования.

Символ Веры Символ Веры  (перевод на русский)
1.Ве́рую  во еди́наго  Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́,  ви́димым же всем и неви́димым.

 2.И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго,  И́же от Отца́ рожде́ннаго преж́ де всех век; Све́та от Све́та,  Бо́га ис́тинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́,  И́мже вся бы́ша. 

 3.Нас ра́ди челове́к и наш́его ра́ди спасе́ния сше́дшаго  с небе́с  и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та  и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася.

 4.Распя́таго же за ны при Понтий́стем Пила́те, и страдав́ша, и погребе́нна.

5.И воскре́сшаго в трет́ий день по Писа́нием.

 6.И возше́дшаго  на небеса́,  и седя́ща одесну́ю Отца́. 

 7.И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и мер́ твым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 

 8.И в Ду́ха Свята́го, Гос́пода животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки. 

 9.Во еди́ну Святу́ю,  Собо́рную  и Апо́стольскую Це́рковь. 

 10.Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 

 11.Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,

 12.и жи́зни бу́дущаго веќа. Ами́нь.

1.Верую в одного Бога Отца, всё содержащего в Своей власти, Творца неба и земли, всего видимого же и невидимого. 

 2.И в единого Господа Иисуса Христа,  Сына Божия, Единственного,   Который от Отца рожден прежде всех веков. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. 

 3.Ради нас людей и ради нашего спасения  сошедшего с небес и воплотившегося от Святого Духа  и  Девы Марии, и сделавшегося человеком.

 4.Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. 

 5.И воскресшего на третий день, согласно с Писанием. 

6.И взошедшего на небеса и сидящего  по правую сторону от Отца. 

 7.И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

 9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

 10.Верую, несомненно, признаю одно крещение для оставления грехов. 

 11.Ожидаю воскресения мертвых

 12.и жизнь будущего века. Истинно так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разъяснения к Символу Веры

1. Наши религиозные убеждения не всегда можно проверить научным путем. А некоторые из основ веры невозможно даже осознать. Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем религиозные истины становятся для него очевиднее.
Мы, православные христиане, верим и поклоняемся единому Богу. Но Бог есть Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, — разделенная по Лицам, а не по Божеству. Бог есть единственный Творец всего существующего, других богов не существует.

Разъяснения к Символу Веры
Все Лица Святой Троицы участвуют в творении мира: видимого нами и невидимого для нас ангельского мира.

2. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени – от вечности.

Троица единосущная и нераздельная ный Бог Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени – от вечности.
К слову «рожденна», в Символе Веры прибавлено слово «не сотворена». Это прибавление сделано для опровержения лжеучения Ария, учившего о тварности Сына Божия, а также всех последующих еретиков.
Христос, как рожденный от Отца, имеет с Ним одну божественную сущность. Он единосущен Отцу. Если бы Христос не был одного божественного существа с Отцом — как это в наше время утверждается «Свидетелями Иеговы», то Он не был бы истинным Богом. Не будучи истинным Богом, Господь не смог бы спасти нас от рабства дьявола, греха и смерти.

3. Чтобы люди знали, что на земле видимым образом явился именно Бог, а не человек, в Символе веры сказано «сошедшего с небес». Христос Бог принял человеческую природу, чудесным образом родившись от Марии Девы. Он стал Человеком во всем подобный нам кроме греха. Если бы Сын Божий не принял человеческой души и тела, то Его спасительная миссия не распространилась бы на наши человеческие души и тела. Теперь и навсегда Иисус Христос стал Богочеловеком.

4. Крестная жертва Христа Спасителя на кресте за нас – это акт высочайшей Божественной любви. Сам Господь Иисус Христос говорит о своей крестной жертве: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13). За други своя, это значит за нас с вами, за всех чад Божих. Бог став Человеком восходит на Крест, чтобы принести Себя в жертву за грехи людей, победить дьявола и избавить нас от греха и вечной смерти – теперь каждый из нас может стать наследником Царства Небесного.

5. На третий день Христос воскрес и своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении. Отныне ад не имеет власти над теми, кто являются последователями Христа и живут по Его заповедям.

6. После своего воскресения Господь еще в течении сорока дней находился на земле, со своими учениками, чтобы уверить их в истинности воскресения, укрепить их веру и дать необходимые наставления. Господь Иисус Христос вознесся на Небо, Своим человечеством, а Своим Божеством он всегда пребывал с Богом Отцом. Небо, на которое вознесся Господь – это место особого присутствия Божия, горнее, то есть возвышенное место, Царство Божие. Христос прошел весь путь нашей человеческой жизни и вознесся на небеса, этим Он прославил наше человеческое естество и указал путь в Небесное Отечество. Он открыл его для всех Своих истинных последователей.

7. В конце Света Иисус Христос опять видимым образом явится на земле. Но Второе Его Пришествие будет иным, Он снова придет, но уже как Судья, для того, чтобы судить дела всех людей, как доживших до Его Второго Пришествия, так и уже умерших людей.
Страшному Суду будет предшествовать всеобщее воскресение мертвых. Души всех от века усопших людей вновь воссоединяться со своими телами и предстанут на Страшный Суд Христов, на котором обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжении всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.
Сейчас души умерших проходят частный суд, по определению которого уже сейчас праведники наследуют Рай, а люди, прожившие грешно – адские муки. Но до Всеобщего Суда участь мучающихся в аду грешников может быть улучшена, если мы будем за них молиться. А после Всеобщего суда ничто не может быть улучшено или ухудшено — и муки, и блаженство обретут полноту и будут длиться вечно.
8. Святой Дух — третья Ипостась, Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равен Отцу и Сыну, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом. Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в Святых Таинствах.
9. Христос основал Церковь, чтобы люди могли воспользоваться плодами подвига Христова, который Он совершил для нашего спасения.
Церковь есть «от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами и любовью». Все это: и веру и иерархию, и таинства имеет божественное происхождение, поэтому грешат и глубоко заблуждаются те люди, которые говорят, что верят в Бога, но Церковь не признают, считают ее каким-то позднейшим человеческим изобретением. Про таких людей священномученик III века Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Нельзя называть себя православным христианином и не веровать в Церковь, установленную Христом, отрицать церковную иерархию, которая также дана Спасителем и имеет непосредственное преемство от самих апостолов, и не приступать к Таинствам, которые существовали с первохристианских времен, и которые все имеют основание в Священном Писании. Отрицая Церковь, спасись невозможно: «Без Церкви нет спасения», — как писал священномученик Иларион (Троицкий).
В Церкви действует Святой Дух. Он участвует в жизни Церкви, поставляет церковную иерархию и преподает Свои благодатные дары в таинствах и священнодействиях церковных. Церковь едина, потому что у Нее единая глава – Христос Бог. И единая Церковь объединяет в себе земную, которая раскинута по всем континентам земного шара и — небесную, где обитают ангелы и святые. Поэтому в Церкви мы можем получить помощь от Бога по молитвам ангелов и святых. Церковь свята, потому что свят Господь Иисус Христос, и потому, что живет она в Святом Духе. Именно поэтому никакой грех не может осквернить Ее. Церковь именуется соборной, или кафоличной, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо от каких-либо индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения своей души.
Спаситель дал апостолом власть совершать и другие Таинства: Покаяния, Причащения, Крещения, Священства. Святые апостолы получили от Христа и епископскую власть, они поставили, рукоположили себе приемников, других епископов. С тех пор апостольское преемство в Церкви через непрерывную цепь рукоположений не прекращается. Каждый из существующий ныне православных епископов, имеет преемство от самих апостолов. Поэтому Церковь наша называется апостольской. И апостолы, и последующие епископы, рукополагали пресвитеров, священников. Именно поэтому священники и имеют право совершать Церковные Таинства, во время которых и подается Божественная благодать, освящающая и спасающая нас для жизни вечной. Важно отметить и то, что на протяжении 2000 лет Церковь пребывает неизменной, не смотри ни какие ереси, расколы и отделения от Церкви. По слову Самого Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), Православная Церковь пребудет до самых последних времен существования мира и только в ней человек может обрести спасение.

10. Почему «едино крещение»? «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 4), — учит апостол Павел. Это означает, что существует только одна истинная Церковь, установленная Единым истинным Богом, и в ней существуют спасительные Таинства, так как благодать Божия действует в Церкви. Единственность и неповторимость Крещения внесено в Символ Веры еще и потому, что во времена первых Вселенских соборов были споры по поводу того: как принимать отпадших от Церкви еретиков, нужно ли повторять над ними Таинство Крещения, или нет? Поэтому Второй Вселенский Собор, дополнил «Символ», словами о том, что Крещение может быть только одно. Падших было решено принимать через покаяние. Крещение является Таинством вхождения в Церковь, без него нельзя стать Христианином, последователем Христа и членом Его Церкви. Входя в Церковь через Крещение, как через некие врата, человек получает возможность приступать и к другим Таинствам и священнодействиям церковным. В Церкви семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Исповедь, Елеосвящение (Соборование), Венчание и Священство. В Таинстве Крещения, прощаются все личные грехи, а также последствия грехопадения Адама и Евы. То есть устраняются те невидимые преграды, которые препятствуют нашему спасению — восхождению к Богу. Во время Таинства Причащения, принимая Тело и Кровь Христовы, мы достигаем цели нашего спасения – соединяемся с Богом. Но, к сожалению, после Крещения и Причащения у нас снова появляются грехи, и мы снова отдаляемся от Бога. Поэтому нам необходимо регулярно прибегать к Таинству Исповеди.
Младенцев мы крестим по вере их родителей и восприемников (крестных), которые являются поручителями за них перед Богом. И родители, и крестные должны быть людьми верующими, знающими свою веру и живущими по ней. Они должны воспитать ребенка в вере. Прообразом новозаветного Крещения было был ветхозаветный обряд обрезания, он совершался над младенцами в восьмой день после рождения. Апостол Павел прямо называет Крещение «обрезанием нерукотворным» — (Кол. 2, 11-12). Сам Господь повелел не препятствовать детям приходить к Нему: «пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лук. 18, 16). Святые апостолы совершали крещения над целыми «домами», семействами, в которых, конечно были и маленькие дети. То, что благодать Божия может сообщаться по вере других людей, явствует из Евангелия. Когда ко Христу обращались люди с верой прося об исцелении своих родных и друзей, Господь совершал чудеса по вере просящих. Для любого православного верующего человека, имеющего детей, немыслимо, чтобы наши чада оставались вне благодати Божией, которая преподается в спасительных Таинствах Церкви. Поэтому православная Церковь своими каноническими правилами установила необходимость крещения младенцев. Например, в 124 правиле Карфагенского Собора (397 г.) сказано: «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия (то есть Крещением), из чего следовало бы, что образ крещения во отпущения грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении, тот да будет анафема». Таким образом, становится понятно, что младенцы, хотя и не имеют личных грехов, но также нуждаются в очищении, и в благодати Божией, действующей в Таинствах, так как они, как и все люди, наследуют всеобщую прародительскую испорченность, удобоприклонность ко греху.

11. Человек создан Богом существом бессмертным. После грехопадения Адама, человеческое тело стало болеть, стареть, разрушатся, оно утратило свои бессмертные свойства.
Люди рождаются, живут на земле, а потом умирают. Бессмертная душа разлучается с телом, после телесной смерти Господь судит все дела земной жизни человека и определяет место пребывания души до дня страшного суда. При кончине мира, в день Последнего Суда, Бог воскресит, восстановит тела умерших людей, чтобы вынести Свой окончательный суд над человечеством и отделить достойных Вечного Царства Блаженства с Богом, от тех, кто по своим грехам недостоин Царства Божия. Нераскаянные грешники пойдут в «муку вечную» (Мф. 25:46), «в огонь вечный, уготованную дьяволу и ангелом его» (Мф.25:41), то есть в место лишенное Божественного Света, где они будут пребывать в вечных муках, вместе с сатаной и его служителями. 12. После всеобщего воскресения и Страшного суда, земля посредством огня будет обновлена и преображена. На новой земле будет установлено Божие Царство, как сказано в Священном Писании, Царство правды: «Мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» (2 Пет. 3: 13). Символ веры заканчивается словом «Аминь», что означает: истинно, несомненно так. Этим мы свидетельствуем, что принимаем как истинные христиане, данное исповедание веры, оставленное нам Святыми Отцами, и утвержденное Вселенскими Соборами

Заключительная часть
Один священник, устав слушать отговорки по поводу непосещения храма, привел такое сравнение: хождение в храм очищает душу, как умывание по утрам — тело:

1. У меня нет времени на умывание.

2. Умывальник так далеко, что не хочется идти.

3. Начну умываться, когда стану старым и грязным.

4. Никто из моих друзей не умывается.

5. Потому, что меня заставляли умываться в детстве.

6. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.

7. Я умываюсь только по большим праздникам – на Рождество и Пасху.

8. Те, кто умываются – лицемеры: думают, что они чище других.

9. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла. 10. Умывальник должен быть в сердце! Часто человек говорит, что он «верит в душе». Но «Верить в душе» – это все равно, что носить фото любимого и не встречаться. Такой роман обречен.

Можно также еще «жить по совести». Но ведь у каждого она своя: в зависимости от того, насколько кто грешен. У бандитов одна совесть, а у добропорядочных другая, а у святых – вообще иная. Так по какой совести жить? Некоторые думают, что всё знают о православной вере. А знаем ли мы, для чего православные постятся? Зачем нам молиться каждый день и читать Библию? Что такое Литургия и зачем на нее нужно ходить каждую неделю? И, наконец, какая заповедь самая главная? Между прочим, не делая всего вышеизложенного, мы не можем считаться верующими. Или нам кажется, что верующему это не нужно? А может это «ненужное» причиняет нам дискомфорт?
Большинство людей плывут по течению жизни: всё им проститься и без христианского образа жизни, и не будет ада…. по крайней мере, для них — имеющих смягчающие обстоятельства жизни. Но для таких людей существует Бог, Который предупреждает: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Многие живут так, словно пишут черновик жизни, который когда-нибудь позже – потому что кажется, что времени столько впереди, — будет превращен во что-то окончательное. И никогда этого не бывает, потому что старость, слабость сил и ума, внезапная смерть застигают нас врасплох и уже не дают времени. Заботы этого мира не дают времени и сил обратиться к Богу. И нам нужно, как в свое время первохристианским мученикам, чем-то жертвовать ради Бога для нашего же спасения.

Рекомендуемая литература:

• Священное Писание Нового Завета.

• «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского.

 • Священник Даниил Сысоев. Почему ты ещё не крестился?

Символ веры

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5И воскресшаго в третий день по Писанием.

6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.